Краснодарский край Темрюкский район п.Волна
(территориальный,
административный округ (город, село, посёлок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
№ 32
(полное
наименование образовательного учреждения)
МО
Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решение
педсовета протокол № 1 от
28 августа 2015 г.
Председатель
педсовета
________________
( Кривенко Т.В.)
(подпись) Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
геометрии
_ _______________________________ (указать
предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное
общее, ФКГОС - 2004 г. 7-9 классы (начальное общее, основное общее,
среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов
___________ 204 Уровень базовый (базовый,
профильный)
Учитель Галатова Валентина
Антоновна______________________________
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по геометрии
7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 г. – с. 22-26)________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы,
издательство, год издания при наличии)
Пояснительная
записка
Настоящая
программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7-9 классов
составлена на основе:
1.
Федерального компонента государственного стандартного образования,
утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2.
Примерных программ среднего (полного) общего образования по математике (письмо
Департамента государственной политики и образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
3.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 №
2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
4.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост.
Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009
В ходе освоения
содержания курса учащиеся получают возможность:
ü сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
ü овладеть символическим языком геометрии;
ü развить пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными
телами и их свойствами;
ü развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать
суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры,
использовать различные языки математики (словесный, символический, графический)
для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
ü сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного
общего образования направлено на достижение
ü овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения
образования;
ü интеллектуальное развитие, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и
точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
ü формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
ü воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
Основные
развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности
к преодолению трудностей; математической речи; сенсорной сферы; двигательной
моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Место учебного предмета в учебном
плане.
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для
обязательного изучения геометрии на
ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 68
учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану школы
предмет изучается в 7-9 классах в количестве 204 часов (по 68 часов, 2 часа в
неделю)
Класс
|
7
|
8
|
9
|
Количество часов в неделю
|
2
|
2
|
2
|
Итого
|
68
|
68
|
68
|
Тематическое
распределение часов
п/п
|
Содержание (разделы, темы)
|
Количество часов
|
|||||
авторская программа
|
рабочая
программа
|
||||||
7
|
8
|
9
|
7
|
8
|
9
|
||
1.
|
Начальные
геометрические сведения
|
7
|
|
|
7
|
|
|
2.
|
Треугольники
|
14
|
|
|
14
|
|
|
3.
|
Параллельные прямые
|
9
|
|
|
9
|
|
|
4.
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника
|
16
|
|
|
16
|
|
|
5.
|
Четырехугольники
|
|
14
|
|
14
|
|
|
6.
|
Площадь
|
|
14
|
|
14
|
|
|
7.
|
Подобные треугольники
|
|
19
|
|
|
19
|
|
8.
|
Окружность
|
|
17
|
|
|
17
|
|
9.
|
Векторы.
|
|
8
|
|
8
|
||
10.
|
Метод координат.
|
|
10
|
|
10
|
||
11.
|
Соотношение между
сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение.
|
|
11
|
|
11
|
||
12.
|
Длина окружности и площадь
круга.
|
|
|
12
|
|
|
12
|
13.
|
Движения.
|
|
|
8
|
|
|
8
|
14.
|
Начальные сведения из
стереометрии.
|
|
|
8
|
|
|
8
|
15.
|
Об аксиомах планиметрии.
|
|
|
2
|
|
|
2
|
16.
|
Повторение. Решение задач.
|
4
|
4
|
9
|
4
|
4
|
9
|
|
Итого:
|
68
|
68
|
68
|
68
|
68
|
68
|
|
Контрольных работ
|
6
|
6
|
5
|
10
|
10
|
5
|
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному
базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на
изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее
875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Геометрия изучается в 7 классе 2 ч в неделю, 8 класс 2 ч в неделю, всего 70 ч; 9 класс 2 ч
в неделю, всего 68 ч.
Предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 5 учебных
часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и
способы деятельности.
В ходе преподавания
математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных
в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они
овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
ü планирования
и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
ü решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
ü исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач;
ü ясного,
точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
ü проведения
доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
ü поиска,
систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных
информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
УЧЕБНОГО КУРСА
Геометрия 7
класс
1.
Начальные геометрические сведения (10 ч)
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение
отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые.
Цель – систематизировать сведения о взаимном
расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой; ввести понятие
отрезка; напомнить, что такое луч/угол и познакомить с различными их
обозначениями, ввести понятия внутренней и внешней областей неразвернутого
угла; ввести понятие равенства фигур, середины отрезка и биссектрисы угла;
научить сравнивать отрезки и углы; ввести понятие длины отрезка и рассмотреть
свойства длин отрезков, познакомить с различными единицами измерения и
инструментами для измерения отрезков; ввести понятие градусной меры угла и
рассмотреть свойства градусных мер углов; познакомить с приборами для измерения
углов на местности; ввести понятия смежных и вертикальных углов, рассмотреть их
свойства, ввести понятие перпендикулярных прямых и показать как применяются эти
понятия при решении задач.
Знать:
- сколько прямых можно провести через
две точки;
- сколько общих точек могут иметь две
прямые;
- какая фигура называется отрезком;
- какая геометрическая фигура называется
углом, что такое стороны и вершины угла;
- какие геометрические фигуры называются
равными;
- какая точка называется серединой угла,
какой луч называется биссектрисой угла;
- что при выбранной единице измерения
длина любого данного отрезка выражается определенным положительным числом;
- что такое градусная мера угла, чему
равны минута и секунда;
- какие углы называются смежными, чему
равна их сумма;
- какие углы называются вертикальными и
их свойства;
- какие прямые называются
перпендикулярными.
Уметь:
- обозначать точки и прямые на рисунке;
- изображать возможные случаи взаимного расположения
точек и прямых, двух прямых;
- объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать
отрезки;
- уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы;
- показать на рисунке внутреннюю область
неразвернутого угла;
- проводить луч, разделяющий угол на два угла;
- сравнивать отрезки и углы, записывать результаты
сравнения;
- отмечать с помощью масштабной линейки середину
отрезка;
- с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
- измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки,
выразить его длину в см, мм, м;
- находить длину отрезка в тех случаях, когда точка
делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
- находить градусные меры данных углов используя
транспортир;
- изображать прямой, тупой, острый и развернутый углы;
- строить угол смежный с данным углом;
- изображать вертикальные углы;
- находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
- объяснять, почему две прямые перпендикулярные к
третьей не пересекаются.
2.
Треугольники (17 ч)
Первый признак равенства треугольников.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства
треугольников. Задачи на построение.
Цель – ввести понятие треугольника и его элементов, понятие
теоремы и доказательства теоремы, доказать I, II и III признаки равенства треугольников; ввести
понятие перпендикуляра к прямой и доказать теорему о перпендикуляре; ввести
понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника и рассмотреть свойства
равнобедренного треугольника; дать представление о новом классе задач –
построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных
делений – рассмотреть основные задачи этого типа.
Знать:
- что такое периметр треугольника;
- какие треугольники называются равными;
- формулировку и доказательство
первого/второго/третьего признака равенства треугольников;
- формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой;
- знать и уметь доказывать теорему о свойствах
равнобедренного треугольника;
- определение окружности.
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется треугольником и
называть его элементы;
- объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром,
проведенным из данной точки к данной прямой;
- какие отрезки называются медианой, биссектрисой и
высотой треугольника;
- какой треугольник называется
равнобедренным/равносторонним;
- объяснить, что такое центр, радиус, хорда, дуга,
диаметр окружности;
- выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие
построения.
3.
Параллельные прямые (13ч)
Признаки параллельности двух прямых.
Аксиомы параллельных прямых.
Цель – ввести понятие параллельных
прямых, рассмотреть признаки параллельности двух прямых, связанные с накрест
лежащими, односторонними соответственными углами; дать представление об
аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых; рассмотреть свойства
параллельных прямых.
Знать:
- определение параллельных прямых;
- названия углов, образующихся при
пересечении двух прямых секущей;
- формулировки признаков параллельности
прямых;
- аксиому параллельных прямых и следствия из нее.
Уметь:
- показать на рисунке пары накрест лежащих,
соответственных, односторонних углов;
- доказывать признаки параллельности двух прямых;
- доказывать свойства параллельных прямых.
4.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение
между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника
по трем элементам.
Цель – доказать теорему о сумме углов треугольника,
следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного
треугольника; рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами
треугольника, следствия из этих теорем; рассмотреть некоторые свойства
прямоугольных треугольников, признаки их равенства; ввести понятия расстояния
от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми; рассмотреть задачи
на построение треугольника по трем элементам.
Знать:
- какой угол называется внешним углом
треугольника;
- какой треугольник называется
остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
- формулировки признаков равенства
прямоугольных треугольников;
- какой отрезок называется наклонной,
проведенной из данной точки к данной прямой;
- что называется расстоянием от точки до
прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми.
Уметь:
- доказывать теорему о сумме углов треугольника
и ее следствия;
- доказывать теорему о соотношениях между сторонами и
углами треугольника, следствия из этих теорем;
-
доказывать теорему о неравенстве треугольника;
-
доказывать свойства прямоугольных треугольников;
-
доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой меньше любой
наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой;
-
доказывать теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых
равноудалены от другой прямой;
-
строить треугольник по трем элементам.
5.
Повторение. Решение задач (10ч)
Закрепление
знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии
7 класса).
Геометрия 8
класс
1.
Четырехугольники (14 ч)
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция.
Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
Цель – ввести
понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, вывести формулу суммы углов
выпуклого многоугольника и рассмотреть четырехугольник, как частный вид
многоугольника; ввести понятия параллелограмма, трапеции, прямоугольника,
ромба, квадрата и рассмотреть их свойства и признаки; осевую и центральную
симметрии, как свойства некоторые геометрических фигур.
Знать:
- что такое периметр многоугольника;
- какой многоугольник называют выпуклым;
- определения параллелограмма,
трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата формулировки их свойств и признаков;
- определения симметричных
точек и фигур, относительно прямой и точки.
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется
многоугольником, называть его элементы;
- выводить формулу суммы углов выпуклого
многоугольника;
- доказывать изученные теоремы и
применять их для решения задач;
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
- строить симметричные точки и
распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
2.
Площадь (14 ч)
Площадь многоугольника.
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
Цель – дать
представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные
свойства площадей и вывести формулу для вычисления площадей квадрата и прямоугольника;
опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника,
вывести формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции;
рассмотреть теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному
углу; сформулировать и доказать теорему Пифагора и обратную ей.
Знать:
- основные свойства площадей и формулу
для вычисления площади прямоугольника;
- формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении
площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора и
обратную ей.
Уметь:
- вывести формулу для вычисления площади
прямоугольника и использовать ее свойства и свойства площадей при решении
задач;
- доказывать теорему
об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- доказывать теорему
Пифагора и обратную ей.
3.
Подобные треугольники (19 ч)
Определение подобных
треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к
доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами
прямоугольного треугольника.
Цель – ввести понятие пропорциональных отрезков и дать
определение подобных треугольников; рассмотреть и доказать три признака подобия
треугольников, научить применять их при решении задач; показать применение
подобия треугольников при доказательстве теорем и решении задач; познакомить с
элементами тригонометрии, необходимыми для решения прямоугольных треугольников.
Знать:
- определения пропорциональных отрезков
и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных
треугольников и свойства биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников;
- теоремы о средней линии треугольника,
точки пересечения медиан треугольника и
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- определения sin,
cos, tg острого угла
прямоугольного треугольника;
- значения sin,
cos, tg для углов 300,
450, 600, 900, 1800.
Уметь:
- доказывать теорему об отношении
площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- доказывать признаки подобия
треугольников и применять их при решении задач;
- доказывать теоремы о средней линии
треугольника, точки пересечения медиан
треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и
применять при решении задач;
- с помощью циркуля и линейки делить
отрезок в данном отношении и решать задачи на построение;
- доказывать основное тригонометрическое
тождество.
4.
Окружность (17 ч)
Касательная
к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки
треугольника. Вписанная и описанная окружность.
Цель – рассмотреть различные случаи взаимного расположения
прямой к окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть ее свойства
и признак, рассмотреть свойства отрезков касательных, проведенных из одной
точки; ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного
углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках
пересекающихся хорд; рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного
перпендикуляра к отрезку, доказать, что биссектрисы/серединные
перпендикуляры/высоты треугольника пересекаются в одной точке; ввести понятия
вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей,
доказать теоремы об окружности вписанной в треугольник и об окружности
описанной около треугольника.
Знать:
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
-
определение касательной, свойство и признак касательной;
-
какой угол называется центральным/вписанным;
-
как определяется градусная мера дуги окружности;
-
теорему о вписанном угле и следствия из нее;
-
теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теоремы
о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
-
теоремы о пересечении высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
- какая
окружность называется вписанной в многоугольник, какая описанной около него;
-
теоремы об окружности вписанной в многоугольник;
-
теоремы об окружности описанной около многоугольника.
Уметь:
- доказывать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, свойство и признак
касательной;
- доказывать теорему о вписанном угле и
следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд,
применять их при решении задач;
- доказывать теоремы о биссектрисе угла и о
серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- доказывать теоремы о пересечении
высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
- доказывать теоремы об окружности вписанной
в многоугольник;
- доказывать теоремы об окружности описанной
около многоугольника
7.
Повторение. Решение задач (2 ч)
Закрепление
знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии
8 класса).
Геометрия 9
класс
1.
Векторы
(8 ч)
Понятие вектора. Сложение и вычитание
векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов при решении задач.
Цель – ввести
понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, научить изображать
и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный
данному; ввести понятия суммы и разности двух векторов, рассмотреть законы
сложения векторов и на их основе ввести понятие суммы трех и более векторов,
научить строить сумму векторов, используя правило треугольника и параллелограмма,
строить разность векторов двумя способами; ввести действие умножения вектора на
число и его свойства.
Знать:
- определения вектора и равных векторов;
- законы
сложения векторов;
- определение разности
векторов, какой вектор называется противоположным данному;
- какой вектор называется
произведение вектора на число;
- какой отрезок называется
средней линией трапеции.
Уметь:
-
изображать и обозначать векторы;
- откладывать
от любой точки плоскости вектор, равный данному;
- объяснить, как определяется
сумма векторов;
- строить сумму векторов
используя правила треугольника, параллелограмма, многоугольника;
- строить разность векторов
двумя способами;
- формулировать свойства
умножения вектора на число;
- формулировать и доказывать теорему о средней
линии трапеции
2.
Метод координат (10 ч)
Координаты вектора. Простейшие задачи в
координатах. Уравнения окружности и прямой.
Цель – ввести
понятие координат вектора и рассмотреть правила действий над векторами с
заданными координатами; рассмотреть простейшие задачи в координатах и показать,
как они используются при решении более сложных задач методом координат; вывести
уравнения окружности и прямой, показать, как можно использовать эти уравнения
при решении геометрических задач.
Знать:
- формулировки и доказательства леммы о
коллинеарных векторах;
- теоремы о разложении вектора по двум
неколлинеарным векторам;
- правила действий над векторами с
заданными координатами;
- формулы координат вектора через
координаты его конца и начала;
- формулы координат середины отрезка,
длины вектора и расстояния между двумя точками;
- уравнения
окружности и прямой.
Уметь:
- решать задачи с использованием теоремы
о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам и правил действий над векторами с заданными
координатами;
- выводить формулы координат вектора
через координаты его конца и начала;
- выводить формулы координат середины
отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
- выводить
уравнения окружности и прямой;
- строить окружности и
прямые заданные уравнениями.
3.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение
векторов. (11 ч)
Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения
между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Цель – ввести
понятия синуса, косинуса, тангенса вывести формулы для вычисления координат
точки; доказать теорему о площади треугольника, теоремы синусов, косинусов,
познакомить с методами решения треугольников; познакомить со скалярным
произведением векторов, его свойствами.
Знать:
- как вводятся синус,
косинус, тангенс для углов от 00 до 1800;
- формулы для вычисления
координат точки;
- теорему о площади
треугольника;
- теоремы синусов,
косинусов;
- определение скалярного
произведения векторов;
- условие перпендикулярности
ненулевых векторов;
- выражение скалярного
произведения в координатах и его свойства.
Уметь:
- доказывать основное тригонометрическое
тождество;
- доказывать теорему
о площади треугольника;
- доказывать теоремы синусов, косинусов;
- объяснить, что такое угол между векторами.
4.
Длина окружности и площадь круга (12ч)
Правильные многоугольники. Длина
окружности и площадь круга.
Цель – ввести
понятие правильного многоугольника, доказать теоремы об окружностях описанной
около правильного многоугольника и вписанной в него, вывести формулы,
связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной
и описанной окружностей, рассмотреть задачи на построение правильных
многоугольников; дать представление о выводе формул длины окружности и площади
круга, вывести формулы длины окружности и площади кругового сектора.
Знать:
- определение правильного
многоугольника;
- теоремы об окружностях
описанной около правильного многоугольника и вписанной в него;
- формулы для вычисления
угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него
окружности;
- формулы длины и дуги
окружности, площади круга и кругового сектора.
Уметь:
- доказывать теоремы об окружностях описанной около правильного многоугольника и
вписанной в него;
- вывести формулы для
вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса
вписанной в него окружности;
- применять формулы для вычисления угла,
площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него
окружности, формулы длины и дуги окружности, площади круга и кругового сектора
при решении задач.
5.
Движения (8ч)
Понятие движения. Параллельный перенос и
поворот.
Цель – ввести
понятия отображения плоскости на себя и движения, рассмотреть осевую и
центральную симметрии, некоторые свойства движений; познакомить с параллельным
переносом и поворотом.
Знать:
- определение движения плоскости.
Уметь:
-
объяснить, что такое отображение плоскости на себя;
- доказывать, что осевая и центральная
симметрия являются движениями и, что при движении отрезок отображается на
отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник;
- объяснить, что такое параллельный
перенос и поворот;
- доказывать, что параллельный перенос и
поворот являются движениями плоскости.
6.
Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Многогранники. Тела и поверхности
вращения.
Цель – ввести
понятия геометрического тела, поверхности, границы тела, секущей плоскости и
сечения тела; ввести понятие многогранника, его видов и элементов; ввести
понятие призмы, ее видов и свойств; ввести понятие параллелепипеда, его свойств; ввести понятие
объема тела, рассмотреть основные свойства объемов, принцип Кавальери; ввести
понятие пирамиды, ее видов и свойств; рассмотреть тела вращения, вывести
формулы для вычисления площади поверхности и объемов тел вращения.
Знать:
- определения
геометрического тела, поверхности, границы тела, секущей плоскости и сечения
тела, многогранника, призмы, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара
и сферы;
- основные свойства объемов,
принцип Кавальери;
- формулы для вычисления площадей
поверхности и объемов многогранников и тел вращения.
Уметь:
-
различать и называть свойства отдельных видов многогранников и тел вращения;
- применять при решении задач формулы
для вычисления площадей поверхности и объемов многогранников и тел вращения.
7.
Об аксиомах планиметрии.(2ч)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель - дать более глубокое представление о
системе аксиом в планиметрии и аксиоматическом методе. в данной теме
рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных
способах введения понятия равенства фигур.
8.
Повторение. Решение задач (9 ч)
Закрепление
знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии
9 класса).
Учебно-методический
комплекс
Программа
|
Класс
|
Учебник
|
Пособие для
учителя
|
Пособие для
учащихся
|
Контрольно-измерительные
материалы
|
Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова
Т.А. – М.: Просвещение, 2009
|
7-9
|
1. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009
|
1.
Изучение геометрии в 7,
8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002
2.
Поурочные разработки по
геометрии: 7 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,
2009
3.
Поурочные разработки по
геометрии: 8 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,
2009
4.
Поурочные разработки по
геометрии: 9 класс. + Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,
2009
|
1. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009
|
1. Дидактические материалы
по геометрии для 7 класса / Зив Б.Г.,
Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
2. Дидактические материалы
по геометрии для 8 класса / Зив Б.Г.,
Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
3. Дидактические материалы
по геометрии для 9 класса / Зив Б.Г.,
Мейлер В.М. – М.: Просвещение, 2008
4. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2000
|
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и
умений учащихся по математике
Опираясь на
эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных
особенностей.
1. Содержание и
объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке
усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории
и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными
формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная
контрольная работа и устный опрос.
При оценке
письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные
учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера
погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и
недочеты. Погрешность считается ошибкой, если,
она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в
программе.
она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в
программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно
полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об
отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также
считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного
учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное
выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени
условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может
рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других
обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для
устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и
задач.
Ответ на
теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью
соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я
обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны
и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ
решения, саморешение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены
нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и
аккуратно записано решение.
5.
Оценка ответа учащегося при устном и
письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ
выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3
(удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.
Учитель может повысить отметку за
оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые
свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более
сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся
дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые
обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и
неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в
учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе
постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные
им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность
или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой
«5», если ученик:
ü полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой
и учебником,
ü
изложил
материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя
математическую терминологию и символику;
ü правильно
выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
ü
показал умение
иллюстрировать
теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;
ü
продемонстрировал усвоение ранее
изученных сопутствующих вопросов, устойчивость используемых при отработке умений
и навыков;
ü
отвечал самостоятельно без наводящих
вопросов учителя. Возможны одна - две неточностипри освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ
оценивается отметкой «4», если он
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
ü в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое
содержание ответа;
ü допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
ü допущены
ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в
следующих случаях:
ü неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, по показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к
математической подготовке учащихся»);
ü имелись затруднения или допущены ошибки
в определении понятий,
использовании математической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ü ученик не
справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания,
но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
ü при знании
теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основныхумений
и навыков.
Отметка «2» ставится в
следующих случаях:
ü не раскрыто основное содержание учебного материала;
ü обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной
части учебного материала;
ü допущены
ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в
рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится,
если:
ü ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по
изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится,
если:
ü работа выполнена полностью;
ü в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в
решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не
являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка
«4» ставится, если:
ü работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки);
ü допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки).
Отметка «3» ставится,
если:
ü допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках,
чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме.
Отметка «2» ставится,
если:
ü допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
по данной теме в полной мерс.
Отметка «1» ставится,
если:
ü работа
показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Список
литературы для учителя
1. Программы для общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009
2. Геометрия, 7
– 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.
Кардомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009
3. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса,
2-е изд. – М.: Просвещение, 1995
4. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. –
4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000
5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод.
рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.
Глазков и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002
6. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. +
Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
7. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. +
Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
8. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. +
Рабочая тетрадь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
Список
литературы для ученика
1.
Геометрия:
учеб. для 7 -9 кл.[Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б, Кодомцев идр.] - М.:
Просвещение , 2010.
2.
Геометрия
рабочая тетрадь для 7 кл. Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, Ю.А. Глазков. – М.:
Просвещение, 2004 – 2008.
3.
Зив
Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл./ Б. Г. Зив, В.М, Мейлер. – М.:
Просвещение, 2006 – 2008.
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания МО № __
естественно-
математического цикла, технологии и
искусства
от 26 августа 2015 г.
_____________В.А.Галатова
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
________________Н.С.Святаш
«27»
августа 2015 г.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий