Сопроводительная
информация.
1.
Галатова Валентина Антоновна
2.
МБОУ ООШ №32, Темрюкский район,
Краснодарский край.
3.
Физика.
4. 7 класс.
5.
Диффузия. Движение молекул.
6.
Комбинированный, объяснение нового материала. Третий урок по теме «Первоначальные сведения о
строении вещества»
Тема: Диффузия. Движение молекул .
Образовательные
цели:
·
Объяснить
причины возникновения диффузии
·
Рассмотреть
практическое применение диффузии.
Развивающие цели:
- рассмотреть физическое
содержание процесса дифффузии;
- раскрыть особенности этого
явления;
- вырабатывать практические
навыки при решении задач;
- развивать познавательную
активность учащихся;
- развивать интерес и логическое
мышление путем решения проблем;
- продолжить
расширять кругозор учащихся,
Воспитательные цели:
- воспитывать аккуратность,
уважение друг к другу.
- воспитание самостоятельности и целеустремленности в
достижении поставленной цели.
Оборудование к уроку:
1.
Флакон с духами.
2.
Модель Броуновского движения.
3.
Сосуды со смесью воды и медного купороса.
4.
Карточки с тестовыми заданиями.
5.
Задачи для каждой группы учащихся.
6.
Лист самооценки и самоконтроля.
План.
I.
Вызов.
Актуализация знаний учащихся.
1. Пустографки. 2. Проблемный опыт.
1. Пустографки. 2. Проблемный опыт.
II.
Осмысление.
1. Приём «Таблица ХЗУ ».
2. Объяснение учителя.
3. Составление и оформление кластера.
4. Защита кластера и проекта.
III. Рефлексия. Итог урока. Запись домашнего задания.
1. Приём «Верные и неверные утверждения».
2. Синквейн.
1. Приём «Таблица ХЗУ ».
2. Объяснение учителя.
3. Составление и оформление кластера.
4. Защита кластера и проекта.
III. Рефлексия. Итог урока. Запись домашнего задания.
1. Приём «Верные и неверные утверждения».
2. Синквейн.
ХОД УРОКА
I.
Вызов.
Актуализация знаний учащихся. Приветствие,
психологический настрой.
1. Пустографки. (На столе у
каждого учащегося бланк с не законченными предложениями по
предыдущей теме урока)
1) Молекула – это ...
а) …частица вещества. б)
…кусочек вещества.
в) …маленькая частица .
г)
…наименьшая частица вещества.
2) Вещества состоят из молекул. Почему
же сделанные из них тела кажутся сплошными?
Потому что… а)
…молекулы расположены вплотную друг к другу .
б) …они занимают весь внутренний объём.
в) …промежутки между
молекулами так малы, что не различимы
глазом. г)
…молекулы малы.
3) Говорят, что
молекулы одного и того же вещества... а)… отличаются размерами . б)
… одинаковы.
в) …иногда одинаковы, а иногда различаются. г)…отличаются.
4) Говорят, что молекулы разных веществ… а) …динаковы . б) … различаются размером, составом, свойствами.
в) …иногда различаются, а иногда
одинаковы. г) … среди ответов нет правильного .
5) Частица воды состоит из… а) … одной молекулы водорода и одной молекулы кислорода. б) …
двух молекул водорода и двух молекул кислорода .
в) …двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. г) …одной молекулы водорода и
двух молекул кислорода. (Ответы)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
г
|
в
|
б
|
б
|
в
|
Проверка
ответов. Выставление отметок в лист
самоконтроля.
2. Проблемный опыт. Постановка
проблемы.
В начале объяснения из флакона с
духами распыляется некоторое количество аэрозоли.
На прошлом уроке мы
ознакомились со строением
твердых тел, жидкостей и газов, с частицами, из которых состоят вещества и провели лабораторное исследование по
измерению размеров малых тел. Возникают вопросы: как ведут себя частицы вещества? движутся ли они или покоятся? Учебная
проблема: Почему
вы почувствовали запах духов? Почему так происходит? Укажите причины. (
Движение молекул воздуха. В жидкостях и
газах молекулы более подвижны)
Вывод: Распространение запаха происходит из-за движения молекул.
Вывод: Распространение запаха происходит из-за движения молекул.
Итак, тема
нашего урока «Движение молекул» (Запись
в тетради темы урока)
П.
Осмысление
1) Приём «Инсерт»:
Прочитайте
внимательно текст, ребята, на стр с.20-22.
Сделайте пометки в ходе чтения текста в соответствии с таблицей. (шаг 1).
Чтение с пометками. ( Дети
работают в парах)
(на
каждой парте лежит образец таблицы)
«V»
(уже знал)
|
«+»
(новое)
|
«?» ( не понял)
|
Поставьте «v» на полях, если то, что вы
читаете, соответствует тому, что вы знаете.
Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте «?» на полях, если то, что вы
читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по
данному вопросу. Прочитайте,
ребята, ещё раз, может быть, у вас количество
значков увеличится!
Заполнение
таблицы «Инсерт» (шаг 2).
Уже
знал «V»
|
Узнал
новое «+».
|
Думал
иначе «–».
|
Не
понял. Есть вопрос.
|
(на каждой парте лежит образец таблицы)
Поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому,
что вы знаете или думали, что знаете. Поставьте
«+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте «-» на
полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знали или думали,
что знаете. Поставьте «?» на полях, если то, что
вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по
данному вопросу.
• При работе с данным текстом вы узнали
о движении молекул, что такое диффузия, где может протекать диффузия. Работая с таблицей, вы для себя выявили
некоторые факты знакомые и не
знакомые.
• А теперь расскажите друг другу, что
нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети
работают в парах.)
-
Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же
вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. (Если не находится на
него ответ, то помогает учитель.)
Вопрос учащимся после обсуждения в парах: Какой процесс называется диффузией? где может происходить диффузия ? какой может быть диффузия?
Ответы учащихся: диффузия - это взаимное
проникновение частиц одного
вещества между частицами другого вещества
при их соприкосновении; диффузия
может происходить в твердых
телах, жидкостях и газах; диффузия может
быть свободной и вынуденной .
Можно
ли добавить формулировку темы нашего урока? Давайте допишем! Диффузия.
•А
теперь, прокомментируйте, пожалуйста, опыт, который я вам сейчас продемонстрирую. Демонстрация опыта по рис. 23. 2-3 ученика комментируют. Ответы
учащихся: - молекулы находятся в
непрерывном движении -
молекулы перемешиваются
- через некоторое
время жидкость становится однородной.
Вывод: диффузия - это взаимное проникновение частиц одного вещества между частицами другого
вещества при их соприкосновении.
А сейчас немного отдохнём!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2) Прием «Составление
кластера»
Оформление
кластера (групповая работа по 4
человека)
Кластер –
это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия.
В центре
большого листа бумаги записывается ключевое слово (предложение)
Далее учащиеся
подбирают слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной
темой. По мере поступление идей записывают их на листе бумаги.
Вынужденная
|
Свободная
|
Диффузия
|
В газах
|
В твердых телах
|
В жидкостях
|
Очень быстро
|
Диффузия
|
Медленно
|
Очень медленно
|
В быту
|
Диффузия
|
В промышлености
|
В природе
|
В результате
получается такая картина.
(Заполнение
листа самоконтроля)
3) Защита
кластера. (заслушиваются 2-3 ученика )
4) Решение
задач. (КИМ. Физика 7.Волгоград.Учитель. 2009г.,стр. 83)
·
Почему,
проходя мимо школьной столовой, мы чувствуем запах жареных пирожков?
·
Почему в
спокойном воздухе запах пролитого бензина мы не чувствуем мгновенно?
·
Почему, для
того чтобы подсладить воду, мы
пользуемся ложкой, а не явлением
диффузии?
(оцениваем ответы учащихся с помощью учеников)
III.
Рефлексия. Итог урока. Запись домашнего задания
1. Прием «Верные и неверные
утверждения»
Верите ли Вы, что …
|
Да - «+»; (Нет –« - »
|
1.Зимой
диффузия произойдет быстрее на
чердаке.
|
|
2.Ткань
окрашенную недоброкачественной краской нельзя в сыром месте держать в соприкосновении
со светлым бельём.
|
|
3.Чтобы
огурцы быстрее просолились, их оставляют в подвале
|
|
4.Явление
диффузии говорит о том, что молекулы неподвижны
|
|
5.Вещество
можно делить на части.
|
( Дети
работают в парах)
Проверка ответов учащихся: нет, да, нет, нет, нет.
Домашнее задание: § 9, §1 стр.172. написать сочинение –эссе на тему: «Применение
явления диффузии в домашних условиях.»
Заполнить
лист самооценки и самоконтроля:
Ф.И.
|
____________________________________
|
Класс
|
____________
|
1
|
Разминка
|
||
2
|
Работа по
учебнику, § 9
|
||
3
|
Объяснение
учителя
|
||
4
|
Работа в
группе
|
||
5
|
Защита
кластера.
|
||
6
|
Решение задач
|
||
7
|
Верите ли
Вы, что …
|
||
8
|
Всего
баллов
|
2. Синквейн.
Слово
«синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким
образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
1 – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Учащиеся составляют синквейн на тему «Притяжение и отталкивание молекул». Например: 1.
Молекулы
2.Маленькие, различные.
3. Притягиваются, отталкиваются, двигаются.
4. Мельчайшая частица вещества.
5. Частицы.
3. Притягиваются, отталкиваются, двигаются.
4. Мельчайшая частица вещества.
5. Частицы.
Итак , ребята, мы закончили с вами урок по теме
… (какой?) Ответы учащихся - Диффузия. Движение молекул. Плодотворно с
вами поработали. А теперь результаты этой работы. ( выставление отметок)
И закончить урок мне хочется стихотворением
Афанасий Фет. Золотой век.
Я посещал тот край обетованный
Где золотой блистал когда-то век,
Где, розами и
миртами венчанный,
Под сению дерев благоуханной
Блаженствовал незлобный человек.
Леса полны поныне аромата…
Это план урока по физике в 7 классе по теме "Диффузия" составлен с применением технологии ТРКМ.
ОтветитьУдалить