Центр АРТ -
образования, Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ
Тема работы « Костюм черкесов Кубани»
Автор проекта: Астежев
Амин, 8 класс.
Руководитель проекта :
Галатова
Валентина Антоновна, учитель
Кубановедения,
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения
основной общеобразовательной школы № 32,
муниципального
образования Темрюкский район, поселок Волна
Оглавление
1
|
Введение.
Возникновение
национальной одежды черкесов и её значение
|
3-4
|
2
|
Одежда
мужчин
|
4-6
|
3
|
Одежда
женщин
|
6-7
|
4
|
Заключение
|
8
|
5
|
Список используемых источников и литературы:
|
9
|
Актуальность темы проекта
Я живу на Кубани! Я черкес! Это моя
малая родина! Мои бабушка и дедушка
живут в Карачаево -_Черкесии. Интерес к прошлому родной земли всегда
существовал в людях. Возник он и меня. Какой была страна в давние времена, как
жили и трудились люди, чем занимались, как появились черкесы, здесь, на Кубани,
какая была у них одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали
народные ремёсла, мне хотелось бы узнать. К
сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и
близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение
традиций предков прививается с раннего возраста, как говорят в народе, с
молоком матери. И я хочу показать и рассказать своим одноклассникам,
какую одежду носили в те далекие времена мои предки - черкесы. Национальная
культура — это история народа. Национальный костюм — это воплощение и выражение
культуры и истории через века. Это душа народа, а чтобы понять душу, надо
изучить историю и культуру. У каждого она разная и лучший способ увидеть это
наглядно, через национальные костюмы. Зависимость формирования того или
иного комплекса одежды вплотную
связана с природно-географическими условиями и типом хозяйственной деятельности
человека. Национальный костюм – вещь
неподдающаяся моде. Изучая его, мы изучаем историю наших предков. Каждый
человек должен знать свою историю и культуру, чтобы сохранить себя в нашем
меняющемся мире. Национальная
одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о
традициях, обычаях, и истории своего народа. Без прошлого
нет настоящего и будущего. Смогут ли мои дети ответить на вопросы, связанные с
историей и культурой черкесского народа. Тема
данного проекта является актуальной. Так как представленный материал
способствует знакомству с историей Краснодарского края, национальными
особенностями черкесской одежды, помогает повысить интерес к народным истокам,
познакомить с культурой черкесов Кубани.
Цель и задачи проекта.
Цель:
1.Познакомить учащихся с историческим прошлым своего народа 2.Формировать уважение к историческому,
культурному наследию своих предков 3.Познакомить учащихся с национальными костюмами
черкесов, живущих на Кубани.
Задачи:
1.Дать элементарные представления об этническом
составе населения Краснодарского края 2.Способствовать воспитанию в
детях чувства гордости за свой край 3.Закладывать основы толерантного отношения
к представителям других национальностей
4.
Дать определения основных наименований одежды черкесов
…И
хоть по мне черкеска сшита
Всему Кавказу подошла.
И. Машбаш
1. Введение. Возникновение национальной одежды черкесов и её
назначение.

2.
Одежда мужчин
Материальная
культура народа. как одежда и вооружение формируются не в один день, а в
течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие
факторы как природно-географические условия страны, вид
хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и
политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы. Все те качества, которые вобрал в себя
сложившийся у черкесов образ мужской красоты, – тонкая талия, широкие плечи,
гордая осанка, легкость походки – подчеркивались при ношении черкески. Черкеска – не просто одежда, а определенный
образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску
подразумевало как раз умение достойно держать себя, имея в виду поведенческий
аспект. Особое отношение воинов к черкеске и способ ее ношения
свидетельствовали о том, черкеска – прежде всего военная форма и в этом ее
основная функция. Черкеска - национальный мужской костюм черкеса. Во-первых,
черкеска – это комплекс одежды, а не только собственно сама верхняя одежда типа
кафтана, известная под этим названием. Во-вторых, в этот комплекс, помимо
элементов одежды, обязательно входит и оружие – кавказский кинжал, который
является частью национального костюма. В-третьих,
черкесский костюм являлся не одеждой, а скорее военной формой, в которую была
облачена вся мужская часть нации. Действительно, черкеска была общенациональной
военной формой и являлась общей для всех сословий, а мужская часть нации
представляла собой армию. В-четвертых, существенная
особенность черкески – ее многофункциональность. Особенность черкески в том,
что она служила одеждой на все случаи жизни: повседневной и парадной, военной и
рабочей, домашней и походной. Она была одинаково удобной и практичной для всех
трех основных родов войск, существовавших у черкесов: пехота, кавалерия и
морской флот. Цветовая
гамма черкесского национального костюма связана с эстетическим вкусом и особенностью
менталитета народа. Они не терпели в одежде ничего яркого, пестрого, вычурного.
В традиционном комплексе черкесского мужского национального костюма все ткани –
однотонные (домотканые) и очень редко используется одновременно более трех
цветов. В состав национальный наряд состоял
из черкески, бешмета, башлыка, папахи, фески. Черкеска, как вид верхней одежды,
отличается особым кроем. У черкески
отсутствует ворот, грудь открыта, рукава – широкие, «у нее особый покрой с
цельной, но зауженной по талии спинкой, цельными передками. Поэтому верхняя
часть туловища плотно обтянута, а от талии книзу силуэт плавно расширяется за счет
нижней части спинки, имеющей форму клина и отрезных от талии боковых клиньев.
Длина ее до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава внизу иногда
имеют треугольный выступ, прикрывавший тыльную часть руки. На груди черкески с обеих сторон нашивались газырницы –
специальные кармашки для хранения газырей. Они
представляли собой специальные полые
деревянные трубочки с готовыми зарядами пороха для ружья. Под
черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником,
застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили
бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов;
крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего
или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись
большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На
ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы (ичиги) и кожаную мягкую обувь со швом посередине
подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную
галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного
происхождения. Черкесску
закрепляли кожаным узким поясом с
серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и
кресалом. Весьма
важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся
вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от
холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип головного убора —
меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной
моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили
войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную
погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык – съемный остроконечный
капюшон
с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную
погоду. Его
всегда брали с собой в дорогу и носили
его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или
цветными и украшали галунами и золотым шитьем.
У черкесов в XVII – XVIII веках было два комплекса вооружения. Первый комплекс вооружения включал в себя как оборонительное, так и наступательное оружие. Оборонительное оружие состояло из шлема, кольчуги, налокотников и наручей. Данному доспеху соответствовал набор наступательного оружия: лук со стрелами, черкесская сабля и кинжал. Существовала специальная одежда, созданная для этого комплекса вооружения, а именно: под кольчугу надевалась стеганная на вате короткая куртка, а поверх нее – другая, распашная, с короткими рукавами, из дорогой, красного цвета ткани. С конца XVIII века лук со стрелами, а вместе с ними и длинные черкесские сабли со штыковым концом постепенно выходят из употребления. На смену им приходят и получают широкое распространение среди всех сословий воинского класса нарезные кремниевые ружья и легкие, удобные шашки. Именно с этим комплексом вооружения стала носиться черкеска как общенациональная форма одежды. Что касается кинжала, то он сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения.

У черкесов в XVII – XVIII веках было два комплекса вооружения. Первый комплекс вооружения включал в себя как оборонительное, так и наступательное оружие. Оборонительное оружие состояло из шлема, кольчуги, налокотников и наручей. Данному доспеху соответствовал набор наступательного оружия: лук со стрелами, черкесская сабля и кинжал. Существовала специальная одежда, созданная для этого комплекса вооружения, а именно: под кольчугу надевалась стеганная на вате короткая куртка, а поверх нее – другая, распашная, с короткими рукавами, из дорогой, красного цвета ткани. С конца XVIII века лук со стрелами, а вместе с ними и длинные черкесские сабли со штыковым концом постепенно выходят из употребления. На смену им приходят и получают широкое распространение среди всех сословий воинского класса нарезные кремниевые ружья и легкие, удобные шашки. Именно с этим комплексом вооружения стала носиться черкеска как общенациональная форма одежды. Что касается кинжала, то он сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения.
3.
Одежда женщин



Заключение
Кубань многонациональный край,
в котором живут около 120
национальностей, и одним из
представителей черкесского народа являюсь я!
Свой проект я посвятил национальному костюму черкеса, потому
что по национальному костюму можно изучать историю
народа. По
результатам работы над проектом можно
сделать вывод: 1. Население делилось на сословия, и одежда имела классовые
различия. 2. Традиционный
национальный костюм не был окрашен в яркие,
пёстрые цвета и приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. 3.Все
детали оттачивались годами. 4.Одежда
выполняла три основных требования: многофункциональность, выражала статус
человека, подчеркивала красоту фигуры


6. Список используемых источников и
литературы:
Интернет – ресурсы:
1. Национальный костюм кабардинцев и черкесов http://costumer.narod.ru/text/kavkaz/kabardian-circassian.htm
2.Чекесска
https://www.google.ru/search?tbm=
4.Обувь
черкешенки - саваж. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B2%D1%8C%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fcs316322.vk.me%2Fv316322663%2F783c%2FWGKbPt_-9-A.jpg&pos=1&rpt=simage&_=1454002439592
6. Свадебные национальные костюмы https://www.google.ru/search?tbm=isch&q=
7.
Этнический центр «Черкесский аул» https://www.google.ru/search?tbm=isch&q=%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2&gws_rd=ssl#gws_rd=ssl&imgrc=TMZk_NtBPCDOWM%3A
Литература:
1.Кубановедение:
Уч.пособие для 7 кл.общеобразоват. учреждений/ Б.А. Трехбратов и др.-
Краснодар: Перспективы образования, 2013.-стр.60-62
Комментариев нет:
Отправить комментарий